Советы психолога
Как помочь подростку выбрать будущую профессию
Очень скоро подойдут к концу школьные годы, и нашим детям нужно будет определиться, «кем быть». Мы постараемся помочь выбрать профиль их обучения, который в дальнейшем приведет к выбору конкретной специальности и факультета в ВУЗе.
Как понять, действительно ли профессия придется по вкусу, сможет ли подросток ее освоить, будет ли она приносить ему материальный доход и душевное удовлетворение? Все мы по собственному опыту знаем, что правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни. Поспешность, легкомысленность могут расстроить жизненные устремления.
Ответить на этот вопрос в двух словах трудно, причем для каждого подростка существует собственный ответ. Как родитель может помочь подростку, перед которым стоит проблема выбора жизненного пути?
Всем нам хочется обеспечить благополучное будущее детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее. Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком и полностью зависит от самого подростка, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Кто же несет ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии?
Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей.В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии — это его самостоятельный выбор.
Конечно, сделать это непросто. При выборе профессии особое значение нужно придавать осознанию мотивов этого выбора. Сегодня часто подростки и их родители ориентируются на престижные профессии. Но далеко не всегда сегодня удается правильно спрогнозировать экономические, политические, технологические линии развития общества в будущем, поэтому определяющим для полноценного профессионального и личностного самоопределения человека является ценностно-нравственная ориентация. Важно, чтобы ученик отдавал себе отчет, почему он выбрал конкретную профессию, и понимал, какие преимущества и недостатки таит в себе сделанный выбор.
Возможно, с определенной точки зрения это действительно так. Но в ситуации, когда мы, взрослые, целиком берем на себя ответственность за профессиональное определение детей, есть оборотная сторона. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учеба его тяготит, он воспринимает ее как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
Вместе с тем полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Часто, выбирая профессию, подростки имеют весьма приблизительное представление о содержании будущей профессиональной деятельности, о возможных перспективах и профессиональных ограничениях. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер.
Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность» (например, заявлять: «Хочу быть начальником»). Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Хотя подростки могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых в таком важном вопросе.
Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы подросток сделал выводы самостоятельно, например: «Знаешь, одна моя одноклассница так хотела стать археологом, институт закончила, но всю жизнь работала бухгалтером, потому что было невозможно найти работу по специальности». Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на подростков большое впечатление.
Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки зачастую скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую подросток выбрал. Например, если он размышляет, не стать ли ему экономистом, а среди ваших знакомых как раз есть экономисты, можно попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может как подтолкнуть подростка к выбору профессии, так и заставить его задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.
Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно-единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо, если в ситуации выбора профессии у подростка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и наша задача — поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу подростка. Обсудить с подростком пути его будущего можно по-разному. У кого-то можно спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать переводчиком?» Тревожному подростку можно предложить пофантазировать: «Давай представим, какие еще профессии ты мог бы выбрать», или обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Петя всю жизнь мечтал стать футболистом, но получил травму, и ему пришлось уйти из спорта. Теперь он думает, кем быть».
Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа» не редки. С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Подросток как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей — что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.
Семья — это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся. В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.
И наконец, самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, — это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.
В семье “трудный подросток”
Трудный подросток? Почему он такой? Обычно определение «трудные» относится к тем детям, которые не только плохо учатся, но и при этом также глубоко нарушают требования школьной дисциплины, правила поведения на улице и в общественных местах. Наверное, причины нужно искать в более ранних периодах жизни ребенка. Ведь растущий ребенок недаром сравнивается с губкой: познавая окружающий мир, он воспринимает не только хорошее, полезное, доброе, но и плохое. Неслучайно говорится: в воспитании без трудностей не бывает. Очень важно умение родителей поддерживать, культивировать в ребенке все хорошее и противодействовать плохому, предупреждать закрепление негативного. Все это далеко не просто и требует от родителей и педагогов обширных знаний, в первую очередь в области психологии и педагогики. Главное правило в воспитании трудных детей - стремление к сотрудничеству. Важно бороться с трудным ребенком, а вместе с ним за то хорошее, что есть в нем. |
|
Коротко о главном. Одна из ситуаций, которая гарантированно потрясет даже самых спокойных родителей, — это когда обнаруживается, что ребенок что-то украл. Будьте уверены, что воровство гораздо больше распространено, чем можно себе представить, особенно среди младших детей с еще не сформированными представлениями о собственности. Обычно дети начинают понимать пагубные последствия воровства в возрасте пяти-семи лет. Как только они поймут, что воровство нарушает чьи-то права и может привести к серьезным правовым действиям против них, они смотрят на это уже серьезнее. Одно определенно: дети любого возраста должны уяснить, что брать что-либо без разрешения нельзя, это может иметь серьезные последствия. Четыре шага к прекращению воровства Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше. Эти четыре шага позволят вам добиться устойчивого изменения поведения. Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка Шаг 1 заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов: Что произошло? Где и когда это случилось? С кем был ваш ребенок? Почему он украл? К сожалению, прямой вопрос "Почему ты это сделал?" ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. Например: "Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?" Если не последует ответа, можно прямо спросить: "Ты взял ее?" Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: "Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, — очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить". Помните, что детям часто трудно понять разницу между "одолжить" и "взять", поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней. Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку, спросите: "Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?" Ребенка постарше можно спросить: "Представь, что ты жертва воровства, — ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?" Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости И последний шаг — убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание — потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей. ПОМНИТЕ: прежде чем идти с ребенком в магазин, выясните, требуют ли обычно в этом магазине вмешательства полиции. А затем принимайте решение, как лучше поступить. План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка Если вы хотите, чтобы дети были честными, подавайте им пример честности своим поведением, чтобы они знали, чего именно вы от них ожидаете. Начните с оценки примеров честности в обычной жизни. Например, брали ли вы, не заплатив, конфету или фрукты в бакалейной лавке, или маленький "сувенир" из ресторана или гостиницы (пепельницу, мыльницу и т.п.), который брать не полагалось, или канцелярские принадлежности с работы домой? Если да, то подумайте, каким это может быть примером для ребенка. Пообещайте себе исправиться. Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка Как вы будете использовать четыре шага и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка. Результаты поэтапного изменения проблемного поведения ребенка Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом. Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка. 2 неделя 3 неделя Источник: Мишель Борба "Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться". Компьютерное издательство "Диалектика" Зав. редакцией Н.М. Макарова Перевод с английского Ю.А. Григорец, С.В. Меркуловой Под редакцией Э.В. Крайникова |
Как помочь ребёнку в выборе друзей?
Технический прогресс и доступность информации в современном обществе — явления вроде бы позитивные. Однако обратная сторона медали — гораздо большее количество негатива, так называемой «чернухи», пагубно влияющей на детскую психику и за которой не надо далеко ходить, достаточно включить компьютер или телевизор. Как следствие такой вседозволенности — современные дети осложняют жизнь родителей и школьных учителей такими проблемами, о которых 10-15 лет назад никто и предположить не мог.
С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, увеличивается число детей с так называемым «девиантным поведением», или же попросту трудных детей. Детей, которые уходят из дома, бросают учебу, воруют, активно экспериментируют с алкоголем и наркотиками, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, живут виртуальной жизнью.
Это 2 вида трудных детей, и, как правило, второй тип не считается трудным — обычный ребенок, каких большинство. Но у таких детей есть один огромный минус — проблемы с общением, они не умеют выбирать друзей и легко попадают под влияние действительно трудных детей — детей первого типа. Замкнутый и необщительный «ребенок из виртуальной реальности» не против затянуться косячком или попробовать спиртное, чтобы стать «своим» в якобы «крутой» компании.
Как же помочь своему ребенку разобраться — кто друг, а кто враг? Как вести себя с «псевдодрузьями»? И главное — как заставить ребенка прислушиваться к мнению родителей?
Практически всем родителям пришлось на себе прочувствовать смысл выражения «маленькие детки — маленькие бедки». Пока ваш любимый малыш ходит, держась с вами за ручку, вы можете руководить его поступками и контролировать его жизнь. Пока все контакты вашего ребенка ограничиваются общением на детской площадке или в песочнице, вы можете разрешать конфликты типа «чьё ведерко». Но ребенок растет и нереально оградить его от мира стеной, да и не нужно — вашему чаду надо учиться общаться и выстраивать отношения с окружающими, выбирать себе друзей.
Конечно, лучше всего найти золотую середину в отношениях с ребенком: вроде бы, вы не ограничиваете его знакомства, но в то же время, успевая вовремя подсказать правильное решение.
Но такое положение вещей, к сожалению, несбыточная мечта для большинства семей, загруженные делами и проблемами родители спохватываются, когда уже становится поздно. Если вы замечаете, что на вашего ребенка оказывают сильное негативное влияние — пора начинать действовать. Не пытайтесь запирать ребенка дома, вряд ли это поможет, только вызовет ответную агрессию.Постарайтесь поговорить с ребенком по душам, узнать, что его привлекает именно в этой компании и, выслушав ребенка, объясните, чем в результате может закончиться такая дружба, почему безобидные на первый взгляд вещи могут оказаться преступлением.Предложите ему свою помощь, ведь ребенок должен максимально быстро и безболезненно оставить дурное окружение, и тут, как говорится, «все средства хороши», даже такие кардинальные, как переезд в другой район города или в даже в другой город. Если же все эти меры приняты, а ваше чадо снова «попадает в дурную компанию», тщательнее применяйте на практике несколько простых «педагогических» правил:
- Не навязывайте ребенку свою точку зрения, а если уж вы высказываетесь негативно о его друзьях — мотивируйте свои слова.
- Не запрещайте ребенку дружить со сверстниками, ему необходим опыт общения.
- Старайтесь приглашать к себе друзей своего ребенка. Это поможет вам быть в курсе его круга общения и его интересов.
- Неплохо, по возможности, познакомиться с родителями друзей вашего ребенка, таким образом вы сможете увидеть семейную ситуацию, что крайне важно.
- Объясните ребенку, что некоторые поступки попадают под действие Уголовного кодекса, а некоторые могут бесповоротно сломать его и вашу жизни, покажите ему фильмы и передачи о наркотиках, постарайтесь, чтобы информация была полной.
- И самое главное — старайтесь стать другом для своего ребенка, он должен чувствовать вашу любовь, ваше принятие его личности, ее особенностей. Не пробуйте «причесать его под общую гребенку». Он ваш. Единственный и неповторимый, и покажите ему, что вам очень важна его жизнь и его проблемы, а не ваши собственные, которые он вам создает своим «неправильным поведением». Зачастую, в современном ритме жизни мы забываем уделить внимание детям, и тогда это внимание им уделят другие — так называемые друзья с улицы, с косячком или дозой, который создадут для вашего ребенка иллюзию «нужности» и нахождения в коллективе. А таким «коллективом» самых важных и нужных людей для вашего ребенка должна, в первую очередь, стать семья.
Депрессия – болезнь 21 века
Депрессия - угнетенное состояние, сопровождающееся постоянным чувством тоски, тревоги, апатии, безучастным отношением к действительности, тягостным чувством вины и невозможностью получения удовольствия от жизни, стремлением к одиночеству и покою, чувством интеллектуальной тупости и безволия.
Депрессия - это потеря веры в себя.
Депрессия - это болезненно пониженное настроение.
Депрессия - это реакция на потерю.
Но говорить о своей проблеме - значит делать первый шаг по пути выздоровления от депрессии.
Еще не так давно пик заболевания депрессией приходился на возраст между 30 и 40 годами, сегодня депрессия резко "помолодела" и поражает людей до 25 лет.
Ежегодный каталог новых антидепрессантов достигает толщины 4 см.
Формы депрессии
Депрессия может принимать самые причудливые формы. Иногда она проявляется как слабость, отсутствие желаний, безразличие к окружающему миру. Иногда - как двигательное возбуждение с чувством тревоги (больные не находят себе места, жалуются на свое состояние, осуждают себя за неправильные поступки, иногда бывают попытки суицида). Подчас депрессия выражается в форме болезненного бесчувствия, утраты чувств к близким, неспособность к адекватной реакции на внешние раздражители, "психическая анестезия".
Дистрофическая депрессия - это брюзжание, чувство тоски и неудовольствия, склонность к вспышкам ярости и агрессии, отвращения к жизни. В других случаях наступает двигательное торможение - до полной обездвиженности.
Тревожная депрессия проявляется как беспричинный страх. Человек находится в постоянном напряжении, он ерзает, перебирает руками, не может ни минуты усидеть на месте. Больные депрессией любят раздувать проблемы из ничего и мучиться изо дня в день под тяжестью ими же придуманных грехов.
Слезливая - как слабодушие и астения. Нечеловеческую тоску в глазах пациента невозможно сравнить ни с чем.
Психастеническая - как нерешительность и неуверенность в своих силах.
Астеническая депрессия - это повышенная утомляемость, раздражительность, слабость и истощаемость, когда больному плевать на все. Он абсолютно равнодушен к любым раздражителям, пассивен, может часами лежать в постели и просто не в состоянии выполнять привычную работу.
Бывает, что при пониженном настроении и некоторых незначительных неприятных ощущениях в теле, у больных формируется убеждение в том, что они тяжело больны.
В более тяжелых случаях больные убеждены, что окружающего мира нет или он нереален, что они заслуживают тяжких пыток, что они утратили дом, семью, родных, или даже что у них сгнили внутренности.
В случает вегетативных и соматических расстройств, вызванных депрессией, возникают приступы сердцебиения, колебания температуры, рвота, потливость, боли в сердце, расстройство желудка.
Депрессия - черная полоса в жизни. Как ее пережить?
Проверь себя
Если вы согласитесь хотя бы с тремя из приведенных ниже утверждений, скорее всего за вашим недомоганием скрывается классическая депрессия, и вы уже попали в ловушку этого заболевания.
Часто у вас бывает подавленное, мрачное настроение.
Вы замечаете, что потеряли интерес к тому, что раньше занимало вас. С каждым днем вы все реже испытываете удовольствие.
Вы питаетесь по-прежнему, но масса тела либо увеличилась, либо заметно снизилась. Вы чувствуете постоянный голод или, напротив, теряете аппетит.
Бессонница или сонливость стали вашим обычным состоянием.
Вы постоянно испытываете чрезмерное возбуждение или вялость и заторможенность.
Часто вы чувствуете упадок сил и быстро утомляетесь.
Вас беспокоит ощущение собственной ненужности, необоснованно вас мучает сознание собственной вины.
Заметно снизились ваши интеллектуальные способности, вам трудно концентрировать внимание и принимать решения.
Вы часто думаете о смерти, о самоубийстве. У вас были попытки свести счеты с жизнью.
Глубокой депрессии свойственны не менее пяти из перечисленных симптомов одновременно (если, конечно, такие настроения не являются чертами характера человека). Подавленное настроение - первый и непременный сигнал любой формы классической депрессии.
Можно с уверенностью говорить о депрессии-болезни, если симптомы сопровождают вас на протяжении двух недель или дольше.
Налицо депрессия. Кажется, что неудачи обрушиваются на тебя, как снежная лавина, ослепляя, оглушая, сковывая по рукам и ногам. Пора задать себе один из главных вопросов русской интеллигенции: "Что делать?" Как сберечь себя в бесконечном потоке бед и неудач?
Всем известно, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Это относится и к тонущим в житейских бурях. Поэтому, не откладывая ни на минуту, начинай операцию по спасению. Семь мероприятий против депрессии должны не только удержать тебя на плаву, но и помочь благополучно добраться до солнечного берега.
Как избавиться от депрессии
Специалисты говорят, что независимо от того, страдаете ли вы от приступа хандры или находитесь в состоянии глубокой депрессии, вы сами можете много сделать для того, чтобы выбраться из такого состояния. Весь секрет заключается в том, чтобы перестать искать причины и начать что-то делать. Вы можете сами помочь себе, воспользовавшись следующими советами.
Наиболее эффективный способ справиться с хронической депрессией - обратиться за помощью к специалисту – психологу, психотерапевту, а в тяжелых случаях – к психиатру, которые подберут правильное лечение.
Делайте то, что улучшает ваше настроение. "Ваша депрессия только усугубится, если вы будете слоняться по дому и хандрить. Наш совет состоит в том, чтобы уйти из дома. Неважно, чем вы решите заняться, только бы чем-нибудь активным. Идите на прогулку, покатайтесь на велосипеде, навестите друзей, почитайте, поиграйте в шахматы или займитесь с детьми. Включить телевизор, однако, не считается активным времяпрепровождением" - советует Джонатан В.Стюарт, д-р медицины, психиатр, исследователь из Психиатрического института в Нью-Йорке. Доставляйте себе радости. Лекарством для вас может стать то, что повышает ваше настроение, - горячая ванна с пеной, вечер в опере, дискотека, что угодно.
Не принимайте серьезных решений, таких, как переезд, смена работы, развод, не обсудив проблему с близкими друзьями или родственниками из числа тех, которым вы доверяете. Постарайтесь отложить принятие решений по важным вопросам до тех пор, пока вы не выйдете из депрессии. "Когда вы в депрессии, то не можете по-настоящему полагаться на свои решения. Отложите важные решения до тех пор, пока вы не будете себя лучше чувствовать"- предлагает Роберт С.Браун-старший, д-р медицины, д-р философии, профессор психиатрии в Медицинской школе Вирджинского университета.
Избегайте оставаться в одиночестве. Проводите время в обществе других людей. Старайтесь говорить с ними о вещах, не имеющих отношения к депрессии. "Всегда поможет, если поделиться с кем-то своими переживаниями. Найдите друзей, которые вас любят, и расскажите им, что у вас на уме"- рекомендует Бонни Р.Стриклэнд, д-р философии, профессор психологии в Университете Массачусетса в Амхерсте. Если разговор о ваших проблемах вызывает слезы, не сдерживайте их. "Слезы несут облегчение, особенно если знать, о чем плачешь"- добавляет Роберт Джаффе, д-р философии, семейный терапевт из Шерман Оакс, Калифорния.
Не переедайте и не отказывайтесь от еды. Соблюдайте здоровую, хорошо сбалансированную диету. Д-р Наус: "Пиршества имеют эффект бумеранга. Во время праздника обжорства вы, может быть, и чувствуете себя хорошо, но с последующим увеличением вашей талии на несколько сантиметров увеличится и ваша депрессия. Уйдите из дома, если надо побороть желание поесть".
Выполняйте физические упражнения. Исследования показывают, что испытывающие депрессию люди лучше себя чувствуют, если регулярно занимаются физическими упражнениями. Особенно полезны спортивные занятия на свежем воздухе (бег трусцой, ходьба, плавание, велосипедные прогулки). Многочисленные исследования показали, что упражнения могут помочь преодолеть уныние. Если вы уже регулярно делаете физические упражнения и находитесь в хорошей физической форме, но в угнетенном душевном состоянии, попробуйте "заниматься до полного физического изнеможения, - предлагает д-р Гессель. - Это хороший способ снять напряжение".
Проанализируйте факты. "Иногда, когда вы начинаете оценивать свои предположения, сравнивая их с реальностью, обнаруживается, что все не так, как вы думаете, - говорит д-р Наус. - Например: вы подозреваете, что ваш любовник обманывает вас (хороший повод для депрессии!). Смелее! Спросите его. Возможно, вы ошибаетесь".
Не ставьте перед собой очень сложные задачи и не взваливайте на себя слишком большой груз ответственности. Если вы ждете от себя слишком многого, это может увеличить вероятность неудачи, которая ухудшит ваше самочувствие. "Если вы подозреваете, что причиной вашей депрессии является слишком интенсивный график, тогда вам, возможно, надо просто расслабиться,- считает д-р Стриклэнд. - Посвящайте больше времени таким занятиям, как теплые ванны, массажи".
7 методов борьбы с депрессией
1. Проблемы в очередь. Как правило, проблемы чередуются с периодами спокойной и беспечной жизни, но во время депрессии они набрасываются на тебя всем скопом, не давая вздохнуть. Кажется, что им нет числа и ты с ними никогда не справишься. Но...глаза боятся, а руки делают. А чтобы глаза не боялись советую сделать так. Все дела расписать в столбик в хронологическом порядке: что за чем нужно сделать. Рядом указать самый крайний срок исполнения. Затем взять лист чистой бумаги и закрепить его поверх списка двумя скрепками так, чтобы из-под белого листа выглядывала только первая строка. Повесить список возле зеркала в ванной (даже при самой "черной" депрессии здесь он не останется незамеченным). Теперь, сделав дело, можно вычеркнуть его из списка и сдвинуть белый лист вниз. Так, ничего не забудешь сделать, предстоящие дела не испугают тебя своим количеством, а список побед будет расти на твоих глазах, придавая оптимизма и подтверждая, что несмотря ни на что, дела идут.
2. Сон - лучший лекарь. Частый спутник депрессии - бессонница. Уже три часа ночи, а ты ворочаешься без сна на горячих простынях, черные мысли лезут в голову, беспокойство не дает уснуть, а поутру встаешь с больной головой, совершенно разбитый. Простой рецепт хорошего сна - прохладная спальня, теплое одеяло, низкая подушка и полная тишина. Если это необходимо, можно принять мягкое снотворное. Когда мы спим, время идет быстрее, а значит быстрее и безболезненнее закончится "черная полоса".
3. Не сдавайся. Когда ничего не ладится, существует огромное искушение, махнув на все рукой, сказать: "Все пропало! Я уже ничего не могу сделать!" Самое интересное, что катастрофические прогнозы, как правило, сбываются. Впав в депрессию , опустив руки и ничего не предпринимая для своего спасения, ты конечно, пойдешь на дно с приятным чувством своей правоты. Но зачем нужна такая правота? Борись до конца, сделай все возможное и невозможное, упорство всегда приносит победу. Легко умереть - трудно остаться в живых.
4. Бери от жизни все. Хорошо научиться сполна наслаждаться минутами затишья. Когда позади очередная неприятность, и все тягостные заботы этого дня завершены, хорошо бы сесть удобно, а лучше лечь, расслабиться, закрыть глаза и сказать себе: "В эту минуту мне спокойно, я могу ни о чем не беспокоиться. Что будет дальше - я не знаю. Но это мгновение целиком принадлежит мне. Сейчас у меня все в порядке".
5. Юмор - сильное оружие слабых. Посмотри на ситуацию с юмором, а для этого посмотри на себя со стороны. Любой юмор некоторым образом строится на чужих неприятностях. Чего уж хорошего в том, чтобы получить тортом в физиономию - однако, все смеются... Попробуй посмотреть на свою жизнь со стороны, как на комедию нравов. Горькая смешинка лучше горьких слез.
6. Живи настоящим. Не надо вспоминать прошлое. Прошедшие беды бессильны, они уже не могут поразить тебя, забывай обиды и поражения, не растравляй ран, не вспоминай о том, чего уже не вернуть. Не стоит пугать себя фантомами грядущих бед - будущее только одно, а насочинять можно целую сотню несчастий, большинство из которых не произойдут.
7. Все пройдет. На перстне мудрого царя Соломона было написано: "И это пройдет". Пройдет и эта "черная полоса" в твоей жизни, настанет утро, выглянет солнышко. И чтобы удовлетворить строгую теорию вероятности, для уравновешивания "черной полосы", жизнь подарит тебе широкую, полную счастья и удач "светлую полосу". Нужно только дождаться!
Если на вас время от времени наваливается депрессия - почаще ешьте перец чилли. Оказывается, его стручки высвобождают гормон радости - эндорфин. Кроме перца, к идеальным источникам вечного блаженства относятся картофель и зеленые овощи, благодаря содержащемуся в них витамину В1. Витамин В2 тоже способен вернуть нам радость жизни. Ими богаты молоко, рыба, сыр и хлеб с отрубями. Еще один враг депрессии, витамин С, содержится во всех фруктах и свежих овощах, а его "коллега" железо - в птице и нежирной рыбе. Кстати, имейте в виду, что "живые" витамины намного эффективнее их собратьев из аптеки.
10 заповедей для родителей
Об этих правилах полезно помнить всем родителям! « свернуть
Уважение!
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.
Угрозы!
«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.
Обещания!
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.
Опека!
Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
Повиновение!
Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.
Потакание!
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
Будьте последовательны!
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
Требуйте соответственно возрасту ребенка!
Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них!
Прислушайтесь к своим словам!
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»
Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком!
Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.
Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!
И ещё пару правил…
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет.
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности.
4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность.
5. Не относитесь к его проблемам свысока.
6. Не унижайте!
7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете!
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами.
Родителям на заметку:
У активных родителей — активные дети.
Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.
Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.
Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
Как бороться со страхами
Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. « свернуть
Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.
Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией.
Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр.
Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время.
Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.).
Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным.
Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.
Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д.
Рекомендации для родителей
Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует:
-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными.
-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.
-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх.
-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его.
-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.
-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.
-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя.
-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля.
-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:
1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится
2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха.
3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются.
4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.
Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.
Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
Жизнь без конфликтов
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов.
Способы урегулирования конфликтов:
компромисс (уступки с обеих сторон);
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению);
чувство юмора.
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов
* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия
* Не давайте ребенку несбыточных обещаний
* Не ставьте своему ребенку условий
* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка
* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе
* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом
* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями
* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов
Помните, что ребенок- это воплощенная возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by