ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве и молодых специалистах
Государственного учреждения образования
«Средняя школа №2 г. Туров»
1. Общие положения
1.1 Школьное наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами.
Наставник – опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист – выпускник, получивший среднее специальное или высшее образование по дневной форме обучения за счет средств республиканского и (или) местного бюджета и направленный на работу по распределению.
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания предметной специализации и методики преподавания.
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью школьного наставничества в ГУО «Средняя школа №2 г. Туров» является оказание помощи молодым учителям в их профессиональной адаптации и профессиональном становлении.
2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в учреждении образования;
ускорение процесса профессиональной адаптации педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива учреждения образования и правил поведения в учреждении образования, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей педагога.
3. Организационные основы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа директора учреждения образования.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляют заместитель директора по учебной работе и руководители предметных методических объединений, в которых организуется наставничество.
3. 3. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников учреждения образования:
впервые принятыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в учреждениях образования;
выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в учреждениях образования по распределению;
3. 4. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым педагогом в период наставничества. Оценка дается во время промежуточного и итогового контроля.
4. Обязанности наставника:
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственные и локальные нормативные акты, определяющие права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
разрабатывать перспективный план и план работы на учебный год по работе с молодым специалистом;
совместно с молодым специалистом разрабатывать план профессионального становления последнего с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом уроков/занятий и внеурочных мероприятий, выполнение плана профессионального становления;
оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в учреждении образования, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Обязанности молодого специалиста:
5. 1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на педагогическом совете и утверждается приказом руководителя учреждения образования.
5. 2. В период наставничества молодой специалист обязан:
изучать нормативную документацию, нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности учреждения образования, функциональные обязанности по занимаемой должности;
выполнять план профессионального становления;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
совершенствовать свой профессиональный и культурный уровень; отчитываться о своей работе перед наставником.
6. Руководство работой наставника
6. 1. Организация работы наставников и контроль за их деятельностью возлагается на заместителя директора по учебной работе.
6. 2. Заместитель директора по учебной работе обязан:
представить назначенного молодого специалиста педагогам учреждения образования, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закреплённым за ним наставником;
посетить отдельные уроки/занятия и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
организовать обучение наставников передовым формам и методам работы, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
изучать, обобщать и распространять положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
определить меры поощрения наставников.