Описание модели ученического самоуправления и механизма ее реализации
У школы множество задач. Одна из них – как научить молодых людей не просто жить, а жить достойно? Решить эту задачу, безусловно, должно помочь самоуправление, как часть гражданского образования, как одно из основных направлений гуманитарного воспитания школьника. Ребенок не готовится к жизни, он в ней действует, развивается, участвует.
Значительную часть детства ребенок проводит в стенах школы, и чем раньше наши дети станут полноправными гражданами своей школы, чем раньше научаться отвечать за себя и за свои поступки, тем лучшими гражданами своего Отечества они смогут стать впоследствии.
В школе подростки подводятся к осознанию себя как гражданина Белоруссии. На этой ступени ребята задумываются о самосовершенствовании, о служении своему городу, своему Отечеству. Они участвуют во многих школьных и городских мероприятиях, направленных на воспитание гражданской позиции, участвуют в городских, районных и областных конкурсах, активно участвуют в поисковой и исследовательской деятельности.
Задача самоуправления состоит в формировании активной гражданско-правовой позиции воспитанников на основе их участия в совместной социально значимой деятельности.
Ребята учатся управлять классным и школьным коллективом, самостоятельно налаживать взаимоотношения между собой, педагогами, родителями.
Самоуправление может быть только там, где существует общественная жизнь: проводятся коллективные творческие дела, происходит сотрудничество учеников и педагогов, ведутся кружки, работают секции. Именно поэтому мы можем утверждать, что в школе работает система самоуправления.
Не смотря на активность детей, их инициативу, говорить полностью о детском самоуправлении еще рано. Если основной целью ставить - обеспечение управления школьным коллективом, преподавателями и учащимися на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества, то она реализована, но если цель расширить и сформулировать чего мы хотим добиться:
- упорядоченности жизнедеятельности коллектива школы,
- творческого содружества взрослых и детей,
- самостоятельности учащихся в реализации программ деятельности
коллектива,
- активизации деятельности учащихся,
- развития организаторских навыков подростков,
- развитие творчества, инициативы,
То не все это решаемо. То, чего мы бы хотели добиться из перечисленного выше, и является ценностями для организации деятельной модели самоуправления.
Самоуправление, модель которого реализовывается в школе имеет следующие права и обязанности:
Права школьников в организации самоуправления:
Избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления класса, школы.
Участвовать в работе ученического самоуправления.
Вносить предложения по улучшению работы школы.
Участвовать в обсуждении и разработке документов, материалов по самоуправлению (положение о дежурстве, устава школы )
Свободно высказывать и отстаивать свое мнение.
Представлять ученический коллектив в общественных организациях.
В случае необходимости обращаться за помощью в органы ученического самоуправления, к старшим товарищам.
Выступать с критикой и самокритикой.
Участвовать в рассмотрении вопросов поощрения и наказания товарищей по классу, школе.
Присутствовать на заседаниях совета школы, педсовета (при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию учащихся).
Оценивать работу коллектива класса, школы.
Выбирать вид деятельности, действовать самостоятельно.
Вести самостоятельный поиск в познавательной деятельности.
Обращаться при возникновении конфликтных ситуаций за помощью в органы ученического самоуправления.
Обязанности школьников в организации самоуправления:
Творчески подходить к своим обязанностям.
Активно участвовать в подготовке, проведении и разработке решений общих собраний класса, школы, кружков.
Нести личную ответственность за работу своего класса, школы, клуба перед советом школы, общим собранием.
Развивать самостоятельность младших школьников.
Отчитываться перед высшим органом ученического самоуправления за порученное дело.
Добросовестно учиться,
Вести себя в любой ситуации достойно, культурно, заботиться о красоте родной речи,
Действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиции и авторитета,
Оказывать сопротивление проявлению грубости и вульгарности,
Уважать взгляды и убеждения других людей,
Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих товарищей.
Актив школы состоит из учащихся 9 - 11 классов и является органом самоуправления в школе, основанный на согласии и сотрудничестве. Деятельность Актива строится на общечеловеческих принципах демократии, гуманности, согласии, открытости. Совет актива действует на основе Кодекса об образовании, Конвенции о правах ребенка, Устава школы. Члены Совета актива являются связующим звеном между педагогами и учащимися, классными руководителями и классом.
Для организации начала жизнедеятельности органа самоуправления в каждом классе были выдвинуты представители в Совет актива школы путем открытого голосования.
Главная задача Актива - привлечь к самоуправлению как можно большее число ребят, научить их демократии со школьной скамьи. Ученики должны быть в ответе за все то, что происходит в школе, придумывать и проводить мероприятия, самим наладить дисциплину, работать с отстающими, участвовать в обсуждении важных вопросов, касающихся жизни ученического сообщества.
Были определены направления деятельности, организованы сектора, которые возглавляют представители Актива: правовой сектор (дежурств), физкультурный сектор, культурно-массовый сектор и учебный сектор.
Памятка о работе правового сектора
Цели и задачи:
- расширение социально-психологических знаний о себе и окружающем мире
- проведение диагностики удовлетворённости пребыванием в школе, социально-психологическим климатом в ученических коллективах
Сфера деятельности: профилактика конфликтных ситуаций, контроль работы дежурных в классе и дежурного класса по школе.
Сектор дежурств ежедневно проверяет выполнение обязанностей дежурными классами, делает заметки в тетрадь – дневник, дает оценку деятельности класса.
Контролирует правильность расстановки постов, внося свои предложения по её устранению.
Принимает, еженедельно, рапорт от старосты дежурного класса и выносит окончательное решение о передаче дежурства следующему классу либо об оставлении на повторное дежурство.
В случае необходимости заслушивает отчет старосты дежурного класса и дает ему указания.
Систематически проверяет работу дежурных по классам, следит за тем, чтобы все ученики знали эту памятку для дежурного и соблюдали права ученика.
Вызывает отдельных учеников, замеченных в систематическом нарушении порядка, для обсуждения их поведения, строго следит за тем, чтобы учащиеся уважали дежурного и наоборот.
По мере надобности назначает посты у входа в школу, для наблюдения за поведением учащихся при входе в школу и выходе из неё.
Памятка о работе физкультурного сектора
Цели и задачи:
- способствовать физическому развитию и самосовершенствованию учащихся;
- создание условий для формирования здорового образа жизни;
- организация и проведение спортивных мероприятий, Дня здоровья, спортивных праздников и походов;
- вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки.
Сфера деятельности – спорт, спортивные мероприятия.
Физкультурно – массовый сектор возглавляет работу спорт коллектива учащихся школы.
Широко вовлекает учащихся в спортивную работу: в спортивные секции при школе или в детской спортивной школе, ведет точный учет участников всех секций.
Вывешивает извещения об итогах городских, районных и внутришкольных соревнований, о командных и личных достижениях учащихся.
Организует разные виды спортивных соревнований.
Наблюдает за ходом успеваемости по физкультуре.
Организует на большой перемене в коридорах третьего и второго этажа подвижные игры с младшими школьниками, подбирает специальные группы учащихся для их проведения, обеспечивает им необходимый инструктаж учителя физкультуры.
Объединяет работу физоргов классов, проводит с их помощью все спортивные мероприятия.
Памятка о работе культурно-массового сектора
Цели и задачи:
- создание условий для самореализации творческого потенциала личности через систему творческих дел,
- повышение художественно – эстетического вкуса и кругозора учащихся.
Культурно-массовый сектор руководит проведением массовых мероприятий среди учащихся: общешкольных вечеров, праздников, классных вечеров отдыха; распределяет между классами поручения по подготовке этих мероприятий.
Организует оформление школы к вечерам и праздника; несет ответственность за проверку программы художественной части и программы развлечений.
Выявляет пожелания учащихся о культпоходах и экскурсиях и помогает организовать их; ведет учет соответствующей работы, проводимой по классам.
Выявляет пожелания учащихся по организации художественных кружков.
Организует работу библиотечного актива.
Активно помогает в организации ежегодного смотра художественной самодеятельности «Ало мы ищем таланты», выявляя желающих и помогая им в подготовке к выступлениям.
Имеет в каждом классе уполномоченных, через которых организует культмассовую работу и привлекает учащихся к общешкольным мероприятиям.
Памятка о работе учебного сектора
Цель: повышение успеваемости и заинтересованности учащихся в учебе.
Задачи:
- постоянный контроль за успеваемостью и посещаемостью.
- помощь отстающим в учебе.
Сектор следит за успеваемостью, организует взаимопомощь учащихся, принимает меры по созданию общественного мнения по отношению к нерадивым товарищам.
Наблюдает за посещением предметных кружков, факультативов и курсов по выбору, следит за тем, чтобы учащиеся группы риска посещали занятия регулярно, заботится о создании новых кружков на основе интересов и запросов учащихся, помогает в организации и проведении тематических научных вечеров и лекций.
Организует учащихся, в помощь учителю, на изготовление наглядных пособий (карт, схем, таблиц, приборов).
Проводит специальные мероприятия по борьбе за успеваемость учащихся (смотр тетрадей, выпуск бюллетеней, рейды и пр.).
Организует на классных часах пятиминутки по подведению итогов учебы за неделю.
Ведет наблюдение за посещаемостью учащихся, за своевременным сообщением заданий на дом больным товарищам.
Работа Актива школы
Учащиеся собираются по субботам раз в месяц в комнате ученического самоуправления. При необходимости приглашают представителей администрации, учителей.
Решают вопросы, планируют деятельность, организуют свою деятельность, заслушивают отчеты ответственных секторов, ведется обсуждение результатов диагностики, разрабатываются коллективные творческие дела (выпуск газет, для обновления стендов, подготовка и проведение праздников, участие в районных и городских, областных мероприятиях и т. д.
Ученик школы, который принимает непосредственное участие в работе органов самоуправления, по наблюдениям учителей и родителей -
Человек, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования.
Человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни, постоянно занимающийся самообразованием.
Человек свободный, осознающий свои права и признающий права других людей с их убеждениями, вероисповеданиями.
Человек, в основе поступков которого превалируют гуманистические идеи и ценности.
Человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий постоянную потребность в саморегуляции и физическом самосовершенствовании.
В начале учебного года проводилось анкетирование и социологические опросы различного содержания.
Анкета 1
Анкета проведена в октябре 2018 года для учащихся 9-11 классов, участвовало 43 человека.
Вопрос 1.
Вы участвуете в организации интеллектуальных игр, конкурсов …
А) добровольно – 43 ученик
Б) принудительно – 0 учеников
В) использую возможность проявить свои способности – 43 ученик
Вопрос 2.
Выставки творческих работ учащихся оставляют вас…
А) безразличие – 3
Б) раздражение – 0
В) нравятся – 40 ученика
Вопрос 3.
Ваше отношение к информационным стендам
А) безразличие – 3
Б) раздражение – 0
В) удовлетворение – 10
Г) интерес – 30
Вопрос 4.
Я хожу в школу …
А) с радостью и желанием – 30 учеников
Б) равнодушно – 12 ученика
В) с нежеланием – 1
Вопрос 5.
Воспоминания о школе во время каникул вызывают у меня …
А) чувство тревоги – 0
Б) чувство радости – 30
В) нетерпение и желания окончания каникул – 13
Анкета 2.
Анкета проведена в апреле 2019 года для учащихся 9-11 классов, участвовало 40 человек.
Вопрос 1
Хотим посетить
Выставки: Художественный салон дома творчества – 20 учеников,
Музей – 20 учеников,
Экскурсии: По нашему городу – 5
На предприятия – 20
В другой город – 10
В музей школы – 5
Походы: 1 день – 30 ученика
2 дня – 4 учеников
3 дня и более – 6 учеников
В школе ежегодно проходят опросы учащихся об отношении к органам самоуправления.
Подводя итоги можно признать работу органов самоуправления – удовлетворительной.