Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Коррекция лени у подростков

Дата: 18 ноября 2021 в 19:31
Автор: Мороз А. В.

Коррекция лени у подростков

      В современных социально-экономических условиях, при присутствии достаточно большого количества рекламы, посвящённой праздной жизни, отдыху проблема лени, становится особенно актуальной. В добавлении к этому, и в массовом сознании родителей лень, подчас воспринимается как нормальное явление, если оно в пределах «допусков». Многие из родителей, посещающих консультации психолога, с недоумением рассматривают задание обеспечить своего ребёнка спектром посильных домашних обязанностей. В этом случае, наиболее частыми являются, как правило, два варианта ответа: «Да Вы что, у моего ребёнка и кружки и секции, да ещё учеба, ему некогда будет. Ему основными-то делами лень заниматься в полную силу» или такой вариант: «Он и так ничего не делает, уж пусть хотя бы учится …». Почему же не так одолевала лень подростков 50-80-х годов? У них не было столько свободного времени, предоставленного школой, родителями и т.д. Постоянная занятость во внешкольных мероприятиях не давала возможности праздно существовать. Конечно, это совсем не говорит о том, что в те годы не было ленивых, но леность проявляющаяся, в том числе, в отсутствии желания трудиться и учиться считалась отрицательным качеством личности. Конечно найдутся аргументы в пользу того, что современный школьник «перегружен», вопрос остается только в том, чем он именно перегружен и нужна ли ему «разрешённая со стороны родителей» перегрузка информацией СМИ, бездельем и ничегонеделанием? Для того, чтобы конструктивно разобраться со всеми вышеуказанными проблемами стоит разобраться с двумя основными моментами: во-первых, что понимается под ленью? и во-вторых, как можно классифицировать виды лени и что с ними делать взрослому (педагогу, родителю)?            

Что же понимается под ленью? 


        Лень – это отказ от выполнения заданий, требующих собранности, настойчивости, дисциплины (ленится убирать вещи, игрушки, прибирать постель, мыть посуду, делать уроки). Каковы же многочисленные причины появления лени подростков и что может выступать в качестве средств воздействия? Для удобства анализа материала мною была предложена следующая резюмирующая таблица №1

Таблица 1 Коррекция различных видов лени 

Причины


Коррекция

1. ^ Влияние мнения родителей (чрезвычайная занятость на заботе).


  • Среди родителей имеется и сегодня много людей, которые считают свой труд тяжелым и обременительным. Поэтому они полагают, что их детям до периода самостоятельной трудовой деятельности следует жить в праздности и неге, отдыхать от тягот жизни. Такие родители стремятся всячески оградить своих детей от любого труда и дать им больше развлечений. 

В данном случае требуется прежде всего разубедить родителей: ведь ребенку еще не от чего отдыхать. А для преодоления тяжести труда в мире взрослых ребенка надо приучать с малолетства к посильным видам трудовой деятельности, обнаруживать и развивать его природные задатки. Требуется тактичная разъяснительная работа и с самим ленивым ребенком. При этом важно не уронить авторитет родителей в его глазах. 

  • ^ Ценности родителей. Не так уж мало родителей, особенно среди горожан, внушающих своим детям пренебрежительное отношение к физическому труду. Объясняют они свое поведение стремлением подготовить своего ребенка к «интеллигентной» профессии 

Таким родителям следует объяснить, что физическое развитие необходимо и для человека умственного труда. В противном случае ребенок станет не только ленивым, но мало работоспособным человеком.

  • Псевдоопёка. Некоторые родители ограждают своих детей от физического труда из-за их слабого здоровья.

В таких случаях школьный врач должен проверить правильность таких утверждений и в случае необходимости дать указание преподавателям ( в первую очередь труда и физкультуры) и родителям об индивидуализации методов физического воспитания данного ребенка.

  • Избалованность. Леность нередко возникает из-за избалованности ребенка, когда родители выполняют все его желания и капризы, не побуждают к целенаправленной учебной деятельности. Ребенок может стать ленивым не только под влиянием взглядов своих родителей на труд, но и из-за отсутствия трудовой обстановки дома. 

Поэтому важно, чтобы в семье был порядок и дисциплина, каждый ее член имел определенные домашние обязанности, а посильный труд детей поощрялся и уважался. В таких семьях ленивых учащихся, как правило не бывает.

2. Сильным отрицательным фактором может оказаться для подростков бесперспективность обучения.

  • Дело в том, что подростки и старшие школьники часто не удовлетворяются далекой перспективой учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. В противном случае многие из них перестают интересоваться учебой в школе, становятся ленивыми учениками.


Поэтому нужно учить школьников применять получаемые ими знания в опыте текущей жизни: материал по физике и математике – для технических поделок, географии – для туристических походов, иностранного языка – для переписки со сверстниками за границей и т.д.

  • Бесперспективность и лень могут отмечаться, когда ученик затрудняется определить свое место в жизни, выбрать профессию.

Здесь большую роль призвана сыграть профориентационная работа, умение педагога своевременно выявить умственные задатки школьника, сформировать определенные интересы, развить способности.

  • Однако бывает и так, что ученик начинает определять свое место в жизни и решает лучше учиться по нескольким, а то и по всем учебным предметам, а учитель мешает ему в этом.

Специалисты по психологии и педагогике справедливо считают, что начинающему проявлять инициативу школьнику надо помогать и поощрять его даже в большей мере, чем других. Опасность нежелательных последствий от переоценки знаний такого ученика значительно меньшая, чем предвзятая недооценка их.

3. Отсутствие контроля со стороны родителей. Возникновению лени у детей также способствует отсутствие контроля за их поведением со стороны воспитателей или, наоборот, слишком пристальное наблюдение и постоянное морализирование по поводу укоренившейся лени.

А.С. Макаренко правильно советовал воспитателям не реагировать на любой проступок ребенка, а воздействовать на него после нескольких таких случаев. Иногда достаточен только выразительный взгляд или сокрушенное молчание.

4. Влияние сверстников

  • Лень может возникнуть в результате отрицательного влияния товарищей. 

Важно найти средства воздействия не только на одного ученика, но и всех членов референтной группы, стараясь связать или гармонически сочетать их внеучебные интересы с учебными.

  • Среди подростков часто широко распространяется и легко укрепляется мнение, что систематически и старательно учиться позорно, что так поступают «зубрилы» и «учительские подхалимы», выскочки и карьеристы, «маменькины дети» или инфантильные создания, напоминающие младших школьников. Лень в таких классах коллективно одобряется. Это происходит в связи с господствующим у подростков стремлением быть и казаться взрослым, овладеть общественно полезной деятельностью.

Поэтому учащимся важно показать общественно полезный характер учебной деятельности, больше давать самостоятельных работ по усваиваемому предмету и представлять возможность проявить свою взрослость в учебе. Тогда количество ленивых, не желающих заниматься школьников резко сократится.

5. Неадекватное представление о себе. Лень может закрепляться у некоторых школьников в связи с неверностью их взглядов на себя и людей вообще, а также неблагоприятным влиянием отдельных биографических факторов. Так, заметная часть учащихся подросткового и юношеского возрастов даже не делает самостоятельных попыток преодолеть свою лень, считая себя безвольными. Они полагают , что лень – врожденное качество. Один, дескать, родился человеком с сильной волей, а другой – со слабой. Это даже на лице написано, и ничего здесь не поделаешь. 


Поэтому школьникам данных возрастов надо разъяснить, что воля воспитуемого, хорошо тренируется, но требует систематических и подчас трудных усилий. Кроме того, им надо рассказать о приемах ее воспитания и предупредить от серьезных ошибок при выработке нужных волевых качеств.

6. Изменения в обществе (социально-экономические). В последние несколько лет заметное число подростков и старшеклассников открыто демонстрируют свою лень к учебным занятиям, даже похваляются ею и презирают старательных учеников за прилежание. Объясняют они свое отношение тем, что образованные, интеллигентные люди мало получают денег на производстве. В тоже время многие граждане с низким образовательным уровнем зарабатывают значительно больше благодаря коммерческой деятельности. 

Во-первых, необходимо объяснить и убедить подростков, что положение с оплатой людей умственного труда в нашей стране временное, вызванное трудностями переходного периода.

Во-вторых, ценным является наличие не только материальных, но и духовно-душевных потребностей (для подростков это особенно актуально, поскольку ценность общения в этом возрасте велика).

Типичные ошибки:

В целом умение преодолевать лень – это развитие волевых качеств. При воздействии на волевую сферу рёбёнка родители иногда делают некоторые ошибки, о которых бы хотелось упомянуть:

  1. «Заботливая» гиперопека. Чрезмерная забота о ребёнке. Лень по проявлениям сходна с усталостью, желанием спать, голодом, наступлением заболевания. При постоянном попустительстве родителей (заботе как бы ребёнок не переусердствовал) у последнего возникает привычка не подчинять свои желания сознательным целям.
  2. ^ Завышенные требования – вызывают протест, безнадёжность. – (ψ:Давать ясные и осмысленные задания с посильным результатом: «Поел – вымой тарелку и ложку». Если человек видит чётко обозначенный конец, то с большей вероятностью он согласится на дело.
  3. Неосознанное манипулирование – «Вымоешь пол – пойдёшь гулять»; «Сделаешь домашнее задание – получишь на мороженое»). ^ Ребёнку внушается отношение к труду как к скучному заданию, за которое дают вознаграждение (ψ:Залог успеха в преодолении лени – выработка у ребёнка привычки выполнять определённые обязанности без напоминаний со стороны взрослого).
  4. ^ Логическое принуждение: ребёнка стыдят, упрекают, ставят кого-то в пример. – (ψ: Лучше дать ребёнку убедится в последствиях на собственном опыте: «Вчера не собрал портфель –сегодня опоздал, получил замечание…»; «Оставил игрушки на полу – сам наступил и сломал»).

Педагог- психолог               Буглакова А.Н.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.