Коррекция лени у подростков
В современных социально-экономических условиях, при присутствии достаточно большого количества рекламы, посвящённой праздной жизни, отдыху проблема лени, становится особенно актуальной. В добавлении к этому, и в массовом сознании родителей лень, подчас воспринимается как нормальное явление, если оно в пределах «допусков». Многие из родителей, посещающих консультации психолога, с недоумением рассматривают задание обеспечить своего ребёнка спектром посильных домашних обязанностей. В этом случае, наиболее частыми являются, как правило, два варианта ответа: «Да Вы что, у моего ребёнка и кружки и секции, да ещё учеба, ему некогда будет. Ему основными-то делами лень заниматься в полную силу» или такой вариант: «Он и так ничего не делает, уж пусть хотя бы учится …». Почему же не так одолевала лень подростков 50-80-х годов? У них не было столько свободного времени, предоставленного школой, родителями и т.д. Постоянная занятость во внешкольных мероприятиях не давала возможности праздно существовать. Конечно, это совсем не говорит о том, что в те годы не было ленивых, но леность проявляющаяся, в том числе, в отсутствии желания трудиться и учиться считалась отрицательным качеством личности. Конечно найдутся аргументы в пользу того, что современный школьник «перегружен», вопрос остается только в том, чем он именно перегружен и нужна ли ему «разрешённая со стороны родителей» перегрузка информацией СМИ, бездельем и ничегонеделанием? Для того, чтобы конструктивно разобраться со всеми вышеуказанными проблемами стоит разобраться с двумя основными моментами: во-первых, что понимается под ленью? и во-вторых, как можно классифицировать виды лени и что с ними делать взрослому (педагогу, родителю)?
Что же понимается под ленью?
Лень – это отказ от выполнения заданий, требующих собранности, настойчивости, дисциплины (ленится убирать вещи, игрушки, прибирать постель, мыть посуду, делать уроки). Каковы же многочисленные причины появления лени подростков и что может выступать в качестве средств воздействия? Для удобства анализа материала мною была предложена следующая резюмирующая таблица №1
Таблица 1 Коррекция различных видов лени
Причины |
|
1. ^ Влияние мнения родителей (чрезвычайная занятость на заботе).
|
В данном случае требуется прежде всего разубедить родителей: ведь ребенку еще не от чего отдыхать. А для преодоления тяжести труда в мире взрослых ребенка надо приучать с малолетства к посильным видам трудовой деятельности, обнаруживать и развивать его природные задатки. Требуется тактичная разъяснительная работа и с самим ленивым ребенком. При этом важно не уронить авторитет родителей в его глазах. |
|
Таким родителям следует объяснить, что физическое развитие необходимо и для человека умственного труда. В противном случае ребенок станет не только ленивым, но мало работоспособным человеком. |
|
В таких случаях школьный врач должен проверить правильность таких утверждений и в случае необходимости дать указание преподавателям ( в первую очередь труда и физкультуры) и родителям об индивидуализации методов физического воспитания данного ребенка. |
|
Поэтому важно, чтобы в семье был порядок и дисциплина, каждый ее член имел определенные домашние обязанности, а посильный труд детей поощрялся и уважался. В таких семьях ленивых учащихся, как правило не бывает. |
2. Сильным отрицательным фактором может оказаться для подростков бесперспективность обучения.
|
|
|
Здесь большую роль призвана сыграть профориентационная работа, умение педагога своевременно выявить умственные задатки школьника, сформировать определенные интересы, развить способности. |
|
Специалисты по психологии и педагогике справедливо считают, что начинающему проявлять инициативу школьнику надо помогать и поощрять его даже в большей мере, чем других. Опасность нежелательных последствий от переоценки знаний такого ученика значительно меньшая, чем предвзятая недооценка их. |
3. Отсутствие контроля со стороны родителей. Возникновению лени у детей также способствует отсутствие контроля за их поведением со стороны воспитателей или, наоборот, слишком пристальное наблюдение и постоянное морализирование по поводу укоренившейся лени. |
А.С. Макаренко правильно советовал воспитателям не реагировать на любой проступок ребенка, а воздействовать на него после нескольких таких случаев. Иногда достаточен только выразительный взгляд или сокрушенное молчание. |
4. Влияние сверстников
|
Важно найти средства воздействия не только на одного ученика, но и всех членов референтной группы, стараясь связать или гармонически сочетать их внеучебные интересы с учебными. |
|
Поэтому учащимся важно показать общественно полезный характер учебной деятельности, больше давать самостоятельных работ по усваиваемому предмету и представлять возможность проявить свою взрослость в учебе. Тогда количество ленивых, не желающих заниматься школьников резко сократится. |
5. Неадекватное представление о себе. Лень может закрепляться у некоторых школьников в связи с неверностью их взглядов на себя и людей вообще, а также неблагоприятным влиянием отдельных биографических факторов. Так, заметная часть учащихся подросткового и юношеского возрастов даже не делает самостоятельных попыток преодолеть свою лень, считая себя безвольными. Они полагают , что лень – врожденное качество. Один, дескать, родился человеком с сильной волей, а другой – со слабой. Это даже на лице написано, и ничего здесь не поделаешь. |
|
6. Изменения в обществе (социально-экономические). В последние несколько лет заметное число подростков и старшеклассников открыто демонстрируют свою лень к учебным занятиям, даже похваляются ею и презирают старательных учеников за прилежание. Объясняют они свое отношение тем, что образованные, интеллигентные люди мало получают денег на производстве. В тоже время многие граждане с низким образовательным уровнем зарабатывают значительно больше благодаря коммерческой деятельности. |
Во-первых, необходимо объяснить и убедить подростков, что положение с оплатой людей умственного труда в нашей стране временное, вызванное трудностями переходного периода. |
Типичные ошибки:
В целом умение преодолевать лень – это развитие волевых качеств. При воздействии на волевую сферу рёбёнка родители иногда делают некоторые ошибки, о которых бы хотелось упомянуть:
- «Заботливая» гиперопека. Чрезмерная забота о ребёнке. Лень по проявлениям сходна с усталостью, желанием спать, голодом, наступлением заболевания. При постоянном попустительстве родителей (заботе как бы ребёнок не переусердствовал) у последнего возникает привычка не подчинять свои желания сознательным целям.
- ^ Завышенные требования – вызывают протест, безнадёжность. – (ψ:Давать ясные и осмысленные задания с посильным результатом: «Поел – вымой тарелку и ложку». Если человек видит чётко обозначенный конец, то с большей вероятностью он согласится на дело.
- Неосознанное манипулирование – «Вымоешь пол – пойдёшь гулять»; «Сделаешь домашнее задание – получишь на мороженое»). ^ Ребёнку внушается отношение к труду как к скучному заданию, за которое дают вознаграждение (ψ:Залог успеха в преодолении лени – выработка у ребёнка привычки выполнять определённые обязанности без напоминаний со стороны взрослого).
- ^ Логическое принуждение: ребёнка стыдят, упрекают, ставят кого-то в пример. – (ψ: Лучше дать ребёнку убедится в последствиях на собственном опыте: «Вчера не собрал портфель –сегодня опоздал, получил замечание…»; «Оставил игрушки на полу – сам наступил и сломал»).
Педагог- психолог Буглакова А.Н.